Программа развития 2021-2025.pdf

1

Содержание программы
Введение……………………………………………………………………….3
1. Раздел 1.Паспорт программы………………………………………….5
2. Раздел 2. Информационная справка…………………………………..8
3. Раздел 3. Проблемный анализ ДОУ…………………………………..13
3.1 Анализ образовательной политики и социального заказа……….....13
3.2 Анализ жизнедеятельности ДОУ……………………………………..14
3.3 Анализ результатов образовательного процесса…………………….15
3.3.1 Физическое развитие……………………………………………..…15
3.3.2 Художественно-эстетическое развитие………………………..…..17
3.3.3 Познавательное развитие…………………………………….……..18
3.3.4 Речевое развитие…………………………………………….………20
3.3.5 Социально-коммуникативное развитие…………………..………..20
3.4 Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних воспитанников…………………………..…………21
3.5 Определение возможных путей решения проблем ДОУ…………….22
4. Раздел 4. Концепция развития ДОУ………………………….…………25
4.1 Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения……26
4.2 Образ педагога дошкольного образовательного учреждения……….28
4.3 Модель будущего детского сада (как желаемый результат)…...…….29
4.4 Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения…..30
4.5 Механизм реализации Программы Развития ………………………....31
4.6 Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития
ДОУ………………………………………………………………………..…32
5. Раздел 5. Планируемый результат…………………………………...…..32

2

Введение
Развитие- это целенаправленный, закономерный, непрерывный и
необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние,
характеризующиеся разноуровневой организацией, инновационной
направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот
процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности
действия всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными
результатами.
Программа развития – это система действий для достижения желаемого
результата развития учреждения. Программа направлена на повышения
качества воспитания и обучения в МБДОУ Детский сад «Ягодка» и
предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в
её реализации – руководителя образовательной организации, педагогов,
детей и их родителей (законных представителей).
Основное предназначение программы.
Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной
деятельности ДОУ , и факторов, представляющих большие возможности для
достижения поставленных целей развития ДОУ.
Построения целостной концептуальной модели будущего дошкольного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства в
образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья.
Определение направлений и содержание инновационной деятельности
учреждения.
Формирование сбалансированного ресурса (нормативно-правового, научнометодического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с
целями и действиями деятельности ДОУ.
Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех
субъектов образовательной деятельности ДОУ.
Качественные характеристики программы
Актуальность- программа ориентирована на решение наиболее значимых
проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и
коррекционно- образовательного процесса детского сада.
Прогностичность – данная программа отражает в своих целях и
планируемых действиях не только настоящие, но и будущее требования к
дошкольному учреждению. Наряду с этим и просчитываются и риски,
возникновение которых возможна при реализации программы, намечается
соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых
она будет реализоваться.
Рациональность – программой определены цели и способы получения
максимально возможных результатов.

3

Реалистичность – программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их
достижений.
Целостность – наличие в программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения
цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегии развития,
план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость – в программе определены конечные и промежуточные
цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии
оценки результатов развития ДОУ.
Нормативно- правовая адекватность - соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и местных уровней.
Индивидуальность – программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ при максимальном учёте и отражении
особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей
педагогического коллектива, социума и родителей.

4

№
1

2

3
4

Раздел 1. Паспорт Программы
Наименование программы
Программа развития МБДОУ Детский сад
«Ягодка»
Основания для разработки Нормативно-правовые документы
программы
федерального, регионального,
муниципального уровней:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.
№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013г.№
26 г.Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и
науки РФ от 30.08.2013г № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по общеобразовательным
программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования
Российской Федерации от 17.10.2013г.
№1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Трудовой кодекс РФ;
- Устав МБДОУ Детский сад «Ягодка»;
- Локальные нормативные акты МБДОУ
Детский сад «Ягодка»;
Заказчик программы
Учредитель образовательного учреждения
–МУ Управление образования
«Бичурский район»
Разработчики программы
И.о.заведующий Тетерина Н.С.
Основные исполнители
Педагогический совет, сотрудники ДОУ,
программы
родители (законные представители)
несовершеннолетних воспитанников,
5

5

6

9

10

11

социальные партнеры.
Цель программы
Обеспечить условия для
функционирования ДОУ как открытого,
современного учреждения реализующего
качественные образовательные услуги,
максимально удовлетворяющие
социальный заказ государства и
родительского общества ДОУ.
Задачи программы
- Обновление и расширение материальнотехнической базы ДОУ в соответствии с
требованиями времени и
инновационными задачами работы
коллектива;
- Использование возможностей сетевого
взаимодействия и интеграции в
образовательном процессе;
- Сохранение качества воспитания и
образования в ДОУ;
- Повышение эффективности
использования средств информатизации в
образовательном процессе;
- Совершенствование содержания и форм
взаимодействия детского сада и семьи с
учётом индивидуальных особенностей и
потребностей родителей (законных
представителей) воспитанников.
Сроки реализации
Программа разработана на 2021-2025гг.и
программы
будет реализована в три этапа:
I этап- (подготовительный) 2021-2022гг..
мониторинг имеющих ресурсов, поиск
условий для реализации, начало
выполнения программы.
II этап- 2021-2025гг.. практическая
реализация программы
III этап- 2025гг выявление соответствия
полученных результатов по основным
направлениям реализации программы.
Источники финансирования
1. Бюджетные средства
2. Внебюджетные средства
(спонсорская помощь)
Ожидаемые конечные
-Соответствие образовательному заказу
результаты реализации
общества;
программы
- Система управления ДОУ будет
соответствовать требованиям
современности;
6

12

- Обновлённая структура и содержание
образования через реализацию
инновационных, в том числе
здоровьесберегающих технологий;
- Кадровое обеспечение соответствующие
современным требованиям;
- Успешное освоение выпускниками
образовательной программы ДОУ – 100%,
их социализация в условиях ДОУ – 100% .
- Родители (законные представители)
будут непосредственными участниками
воспитательно-образовательного
процесса;
- Обновлённая система социального
партнёрства.
Система организации
Результаты контроля будут и доступны
контроля реализации
для всех участников образовательного
программы , периодичность процесса.
отчета исполнителей, срок В экспертизе качества мероприятий
предоставления отчетных
реализуемой программы будут
материалов
участвовать: заведующий, педагоги и
представители родительского сообщества.
В ходе контроля реализации этапов
программы будут использоваться
педагогические методы отслеживания
результативности деятельности всех
участников образовательного процесса,
путем сбора, обработки, анализа
статистической, справочной и
аналитической информации и оценки
достигнутых результатов с
периодичностью 1 раз в год (в конце
календарного года).
Полученные данные будут оформляться в
виде аналитического отчёта о результатах
самообследования ДОУ с обязательным
его размещением на официальном сайте
ДОУ.
Полученные результаты будут служить
основанием для внесения (при
необходимости) корректировочных
поправок в план реализации программы.

7

Раздел 2. Информационная справка
1

Полное наименование
учреждения, документ
подтверждающий

2

Адрес, телефон.

3

Учредитель

4

Предмет деятельности

5

Вид деятельности

6
7

Сайт
Электронная почта

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение Детский сад «Ягодка».
Лицензия №3069 на право ведения
образовательной деятельности от 19
апреля 2018г, бессрочно.
671365 республика Бурятия Бичурский
район село Узкий Луг улица Ленина
дом 31.
Тел: 83013359683; 59683
Муниципальное образование РУО
«Бичурский район».
Реализация основной образовательной
программы дошкольного образования;
Присмотр и уход за детьми в возрасте
от 1 года до прекращения
образовательных отношений.
Охрана жизни и укрепление
физического и психического здоровья
воспитанников.
Обеспечение познавательно-речевого,
социально-личностного,
художественно-эстетического и
физического развития воспитанников.
Воспитание с учетом возрастных
категорий детей гражданственности,
уважение к правам и свободам
человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье.
Взаимодействие с семьями детей для
обеспечения полноценного развития
воспитанников.
Организация оздоровительных
мероприятий, оказание
профилактической помощи
воспитанникам.
https://bur-yagod.tvoysadik.ru
lyuba.teterina.64@mail.ru
8

МБОУ Узколугская НОШ;
Узколугский сельский клуб;
Узколугская библиотека.
Детский сад введен в эксплуатацию в 1964 г., проектная мощность 2 группы.
На территории расположены 2 прогулочных участка, участки оснащены
оборудованием и отделены друг от друга ограждением. В летнее время
разбиваются клумбы и цветники, а в зимний период строятся снежноледовые постройки.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует
педагогическим требованиям, современному уровню образования и
санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной
среды детства включают оптимальные условия для полноценного
физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и
социально-коммуникативного развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на
принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого
ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Групповое помещение ДОУ оснащена удобной детской мебелью,
соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СанПиН.
РППС модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и
родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование
группового помещения соответствует возрасту воспитанников группы,
познавательным, интеллектуальным и физическим особенностям,
требованиям программно-методического комплекта: в группе оборудованы
уголки активности для самостоятельной деятельности детей. Воспитатели
группы регулярно пополняют содержание данных уголков дидактическими,
сюжетными, познавательным и развивающем материалом.
Всё больше в группе появляется материалов, активизирующих
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и
игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составление
коллекций. Оборудование предметно-пространственной среды подбирается с
учетом половой принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек. В
группе имеются зоны для самостоятельной и индивидуальной работы с
детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей,
отработку и закрепление пройденного материала.
8

Социальное партнерство

Режим работы ДОУ.
Деятельность ДОУ в режиме развития – целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно
новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией,
культурно-творческой направленностью и использованием постоянно
расширяющегося потенциала развития.
9

МБДОУ Детский сад работает с понедельника по пятницу с 9-ти часовым
пребыванием с 8:00 до 17:00.
Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их количество от 1
до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.
Обеспечение безопасности
1. В детском саду разработан паспорт безопасности
(антитеррористической защищенности).
2. В детском саду установлена автоматическая установка пожарной
сигнализации.
3. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной
безопасности и ПДД.
4. Педагоги ДОУ проводят мероприятия с детьми по ОБЖ.
5. Питание в детском саду осуществляется в соответствии с 10- дневным
меню и обеспечивает сбалансирование 4-х разовое питание детей в
соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации
питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной
потребности, суммарный объем блюд по приёму пищи (в граммах).
6. Воспитанникам Учреждения гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления
личности;
- защита его достоинства;
- удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его
возрастом и индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- предоставления оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Вывод: социальные условия способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить
дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов
ДОУ. Вся работа по обеспечению безопасности участников
образовательного процесса чётко планируется, прописываются планы
мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской
обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Все предписания
контролирующих органов своевременно исполняются.
Социальный паспорт воспитанников
МБДОУ Детский сад «Ягодка» посещает 20 воспитанников, из них 10
мальчиков и 10 девочек. В Возрасте от 1,5 до 7 лет.
По социальному составу преобладает: полная семья – 90%
Не полная семья – 10%
С целью создания единого образовательного пространства развития
ребёнка в семье и ДОУ разработана технология работы с родителями,
которая включает в себя:
10

1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия по
ДОУ, знакомство с программой и уставом ДОУ).
2. Выявление возможностей, потребностей и интересов семьи. Разработка
системы мероприятий и подбор дифференцируемых форм работы.
3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, участие в
конкурсах, родительское собрание, обустройство участка и помещений
детского сада.
Структура управления ДОУ
Управление учреждением осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
образовательной организации является заведующий учреждением.
Утверждение структуры и штатного расписания Учреждения
осуществляется заведующим Учреждения. В Учреждении сформированы
коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- Общее собрание или Совет работников
- Педагогический совет
- Управляющий совет
- Совет и Общее собрание родителей.
Все функции управления ( прогнозирование, программирование,
планирование, организация, регулирование, контроль, анализ) направлены
на достижения оптимального результата. Планируется расширение
внешних связей с различными структурами. Анализируя кадровый состав
и условия труда работников можно выделить следующее – дошкольное
учреждение укомплектовано штатами:
- заведующий;
- воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- завхоз;
- младший воспитатель;
- повар;
- подсобный работник;
- сторожа.
Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от
педагогического коллектива высокого уровня профессионального
мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по
повышению профессиональной компетентности, освоению новых
технологий, методик.
Профессиональный уровень педагогов.
Категория
Воспитатели
Музыкальный
руководитель
Высшая
Первая
1

Итог
0
1
11

Соответствие
Б/кат.
Итого

1

1

0
2
3

Стаж работы: до 5 лет- 2 чел., от 5- 10 лет- 1 чел.
Образовательный уровень педагогического состава:
Высшее образование – 2 чел.
Среднее специальное - 1 чел.
Средний возраст педагогов - 37 лет, а это значит, что в коллективе самым
благоприятным образом сочетается молодой задор, уверенность, и
Коллектив ДОУ ежегодно проходит курсы повышения квалификации, в
детском саду разработан план переподготовки педагогических кадров,
который ежегодно реализуется.
Мониторинг эффективности самообразования педагогов за 2018-2021г
учебные годы показал, что воспитатели стали чаще участвовать в
всероссийских онлайн – конференциях, семинарах, вебинарах. Получение
новой информации помогает педагогам пополнять и конкретизировать
свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций,
моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Важным моментом распространения опытом педагогов являются
публикации материалов в разных источниках.
Анализ творческих достижений воспитанников 2018-2021г.
Мониторинг творческих достижений воспитанников в ДОУ за 2018- 2021
у. г. показал, что воспитанники принимали активное участие в
конкурсном движении: международный и всероссийский уровень;
региональный уровень;
муниципальный уровень.
В ДОУ созданы традиции, полноценное пространство и система
комплексного сопровождения индивидуального развития ребёнка:
- насыщенное и безопасное развитие и существование детей;
- взаимодействие взрослого и ребёнка в образовательном пространстве;
- приоритет воспитательных и развивающих задач.
Всё это свидетельствует о положительной работе администрации,
направленной на личностно-профессиональный рост всего коллектива.
Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательнообразовательного процесса сильные стороны свидетельствуют о:
- мобильности коллектива ДОУ, стремлении к самообразовании, к
овладению современными образовательными технологиями;
- грамотной организации образовательной деятельности,
способствующего успешной социализации детей и закладыванию у них
основ общечеловеческих знаний;
- укрепляется положительный имидж образовательного учреждения.

12

Раздел 3. Проблемный анализ ДОУ
3.1 Анализ образовательной политики и социального заказа.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере
образования является признание приоритетности образования (ФЗ «Закон
об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1).
В Федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации ст.10
п.4 дошкольное образование обозначено, как первый уровень образования
и является полноправной ступенью.
Стратегия модернизации образования, одобренная правительством РФ,
ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и
воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые
требования. В первую очередь, главным результатом образования должна
стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть
вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные
мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое,
быть открытыми и способными выражать собственные мысли и уметь
принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и
осознавать возможности. Для достижения указанных результатов
выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:
- обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых
возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом
потребностей и возможностей социума;
- достижение нового современного качества дошкольного образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной
системы и повышения роли всех участников образовательного процессадошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения;
- системы поддержки талантливых детей.
Одной из составляющих консолидированного заказа является социальный
заказ микросоциума.
Социальный заказ
Требования к компетенциям
Требования к условиям в
выпускника ДОУ
образовательном учреждении
Готовность к выбору.
Здоровьесбережение всех участников
Современное системное и проектное образовательного процесса.
мышление.
Преемственность.
Коммуникативные компетенции.
Открытость ДОУ.
Толерантность.
Участие общественности в системе
Развитие индивидуальности.
оценки качества образования.
Мобильность и готовность обучаться Непрерывное повышение
13

в течение всей жизни.
Правовая культура.
Гражданская позиция.
Ответственное отношение к
здоровью.
Эмоционально-комфортное
состояние.

профессионального уровня
сотрудников.
Иновационность.
Система поддержки талантливых
детей.

Данные по результатам проведённого в ДОУ анкетирование и опроса
родителей показали, что современный детский сад должен быть:
1. Современно оснащен и эстетически привлекателен
2. С комфортными психолого-педагогическими условиями
3. С высоким профессионализмом сотрудников
4. С индивидуальным подходом к рнбёнку
5. С качественной подготовкой к школе
6. С использованием современных программ и технологий (включая
здоровьесбережение).
Кроме этого, большинство родителей готовы участвовать в жизни ДОУ,
немногие хотят быть непосредственными помощниками в
жизнедеятельности группы, несколько человек готовы участвовать в
оценке образовательных услуг.
В целом проведённые исследования показали высокий уровень
педагогической компетентности родителей, многие из них владеют
достаточными психолого-педагогическими знаниями. Это означает, что
требования таких родителей очень высоки, они ждут от ДОУ
компетентной и адекватной информационно-консультативной помощи.
Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои
требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что
уровень информированности данных родителей о жизнедеятельности
ДОУ и его возможностях не позволяет им воспринимать нас, как
квалифицированных консультантов и помощников при решении проблем
воспитании ребёнка. Значит, одной из задач детского сада является
повышение информированности и заинтересованности данных родителей.
Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи
выдвигают к образовательному учреждению современные требования ,
которые предполагают системные изменения в содержании образования,
управлении, кадровом ресурсе, внешних связей. Образовательная
политика и социальный заказ дают основания для анализа
жизнедеятельности детского сада, выявление его сильных и слабых
сторон.
3.2 Анализ жизнедеятельности ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития – целенаправленный,
закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода
учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся
14

разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и
использованием постоянно расширяющего потенциала развития.
Анализ жизнедеятельности ДОУ за период 2018-2021гг.:
За данный период работы педагогами ДОУ:
- разработаны и реализуются различные проекты, отраженные в части,
формируемой участниками образовательных отношений;
- используются новые формы работы с детьми, направленные на
реализацию индивидуализации образовательной деятельности;
- разработаны критерии системы оценки качества образования для всех
участников образовательного процесса;
- проведены мероприятия по созданию положительного психологического
климата в детском, родительском, и педагогическом коллективах.
3.3 Анализ результатов образовательного процесса
3.3.1 Физическое развитие
Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра. В
первом полугодие учебного года работа направлена на проведение
санитарно-гигиенических мероприятий, снижение заболеваемости и
укрепление здоровья детей. В мероприятиях по оздоровлению основном
использовались природные факторы (солнце, воздух, вода) и элементы
закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой,
полоскание зева прохладной водой, правильно организованная прогулка и
т.д.. С целью повышения защитных сил организма дети ежедневно
получали соки, свежие фрукты, С-витаминизация третьих блюд.
По антропометрическим данным (измерение роста и массы тела)
позволяют сделать вывод: оценка физического развития воспитанников
соответствует норме.
Питание в детском саду организовано с учетом физиологических
потребностей в энергии и основных пищевых веществах для детей всех
возрастов, что обеспечивает нормальный рост и развитие детей,
способствует профилактике заболеваний. Фактический рацион питания
соответствует утвержденному примерному 10-дневному меню. Основные
продукты, как мясо, молоко, овощи, хлеб, масло, крупы дети получают
ежедневно. В целях профилактике гиповитаминозов проводим Свитаминизацию 3-его блюда.
Нами была определена цель нашей работы: создать условия для
оздоровления и укрепление детского организма. Поставленные задачи
выполнены.
Работа с детьми:
1. формируется жизненно необходимые двигательные умения и навыки у
детей с учётом их индивидуальных особенностей;
2. развиваются необходимые психофизические качества (ловкость,
выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка в
пространстве );

15

3. воспитывается потребность в ежедневных физических упражнениях,
умения испытывать «мышечную радость», получать удовольствие от
движений;
4. формируется потребность в здоровом образе жизни через специально
организованный цикл образовательной деятельности;
5. навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью
окружающих.
6. формируется произвольное поведение, навыки самоорганизации,
самостоятельности и самоконтроля.
Работа с родителями:
1. формируем ответственное отношение к физическому развитию и
воспитанию ребёнка;
2. формируем потребность семьи (родителей) в здоровом образе жизни,
укреплении и сохранении здоровья через совместную двигательную
деятельность;
3. обеспечиваем преемственность в оздоровлении и физическом
воспитании детей в ДОУ и семье.
Работа с педагогами:
1. повысили педагогическую компетентность по вопросам профилактики
и снижения заболеваемости;
2. прошли семинары и консультации по обучению методам и приемам
индивидуального подхода к ребёнку при проведении оздоровительных
процедур;
3. все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию
первой медицинской помощи;
4. в группе есть материал по безопасности.
Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений.
1. праздники проводятся в соревновательной или игровой форме, а также
могут комбинироваться с музыкальными праздниками, на которых
дети поют и танцуют;
2. один раз в месяц проводятся спортивные развлечения, особенность
которых –обыгрывание сказочного сюжета или проведение спортивных
игр-путешествий, предполагающих поиск и выполнение заданий,
спрятанных в разных помещениях детского сада или на участке;
Анализируя работу всех специалистов в детском саду можно прийти к
такому заключению, что в ДОУ выстроена система здоровьесбережения для
всех участников образовательного процесса. Работа ведется по трем
основным направлениям: с детьми, педагогами, родителями, т.к. невозможно
добиться желаемых результатов без тесного сотрудничества всех участников
образовательного процесса.
Для сохранения здоровья ребёнка объединены усилия всех воспитывающих
ребёнка взрослых:
- воспитателей;
- родителей;
- медицинской сестры;
16

- музыкального руководителя.
Созданы условия для приобщения детей к традициям и ценностям ЗОЖ,
формирование привычки заботиться о своем здоровье. Даются знания,
умения, навыки для создания положительной мотивации к охране
собственного здоровья во взрослой жизни. Из бесед с дошкольниками
установлено, что у них формируется осознанное отношение к своему
здоровью, потребность в ЗОЖ, дети активны в самостоятельном процессе
познания мира.
Дети имеют представления о:
- витаминах (в чем они содержатся и как влияют на здоровье);
- полезных продуктах (какие продукты полезные, какие неполезные);
- правильном питании;
- что такое здоровье и как его сберечь;
- какие органы есть у человека и как они работают;
- что такое режим, гигиена, закаливание;
- какой бывает вода (какая полезна для здоровья?);
- что такое микробы и вирусы;
- какие бывают болезни (что их вызывает?);
- как предупреждать болезни;
- как правильно оказать себе помощь;
- что такое аптека, для чего она нужна;
- что такое лекарственное растение.
В целом ситуация со здоровьем воспитанников стабильна.
3.3.2 Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная культура ребёнка дошкольного возраста – это интегративное
личностное качество, формирующееся на основе эмоциональной
отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального
искусства, музыкального мышления и воображения, накопление
интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой
музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкальноэстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов,
потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту
границах),рождающего эмоционально-оценочное отношение ребёнка к
музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой
активности. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы
ребёнка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и
музыкальной культуры. Именно в детстве у детей формируются эталоны
красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит
их последующее музыкальное и общее развитие.
В ДОУ музыкальный руководитель учит различать выразительные средства
музыкального произведения, определять темп, жанр, динамику. В пении, как
и в других видах исполнительства, ребёнок активно проявляет своё
отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и
личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для
17

различных видов музыкальной деятельности. Репертуар соответствует
физическим и психическим особенностям ребёнка, выполняет эстетические и
общеобразовательные задачи.
Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью
в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка
(психофизиологический аспект). Упражнения, используемые музыкальным
руководителем в работе с детьми, различны по своим функциям:
- упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных
движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных
элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без
музыки;
- упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, музыкальнодидактические игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы
(хороводы, пляски, современные танцы), игровое танцевальное творчество.
Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности
способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных,
пластичных движений.
Музыкант оперирует звуками, писатель словом, живописец обращается к
линии и цвету. Воспитатель строит непосредственную образовательную
деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам, что создает условия
для развития творческих способностей каждого ребёнка. Воспитатели
прививают детям чувство прекрасного, формируют умения замечать
красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях
искусства. Для обогащения содержания рисунков, детям предоставляются
различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки,
фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветная бумага и т.п. Применение
игровых приёмов в изобразительной деятельности зависит от возрастных
особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек персонажей,
беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных
сравнений- помогает раскрыть творческие способности ребёнка, его
наблюдательность, фантазию, воображение.
Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с
ним.
3.3.3 Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации, формирование
познавательных действий, становление сознания; развития воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покои, причинах и следствиях и мн.др.), о малой Родине и о
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме
18

людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
(ФГОС ДО п.2,6).
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само
окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная
литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.
Воспитателями ДОУ в группе создан патриотический уголок, дети
располагают знаниями о названии страны, её гербе, природе, флаге, они
читают стихи, поют песни, значит задача выполнена в пределах возраста. Это
приобщает ребёнка к своей национальной культуре, формирует уважение ко
всем народам.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Сильная сторона
Продолжается работа по
ознакомлению детей с Конвенцией о
правах ребёнка.
Воспитатели для этого проводят
серию бесед, в процессе которых
обсуждаются правила обсуждения и
взаимоотношений.
Подчёркивается гуманность
устанавливаемых детьми правил (не
обижать слабых, помагать друг
другу, не жадничать, говорить правду
друг другу и т.д.).
Для закрепления у дошкольников
знаний об их правах и обязанностях,
используются театрализованные
игры, разыгрываются проблемные
ситуации.

Слабая сторона
Недостаточно работы с родителями
об их правах и обязанностях, и о
правовом статусе педагога.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Одно из важных направлений работы ДОУ – экологическое воспитание.
Сильная сторона
Слабая сторона
В воспитании экологической культуры
У детей слабо выражены
большую роль играет сенсорный опыт
экологические навыки.
детей, в раннем возрасте своих
Отсутствует экологическая
воспитанников педагоги, используя
культура в семье.
различные ситуации, уточняя с детьми
Недостаточное отношение со
форму, цвет, размеры, запах, характер
стороны педагогов к вопросам
поверхности и другие особенности
экологической культуры и
объектов природы через серии
экологической деятельности.
дидактических игр.
В группе функционирует огород на окне,
позволяющий детям осуществлять
19

поисковую деятельность.
Исследовательская работа помогает
развивать у детей познавательный интерес,
творчество, умение логически мыслить,
обобщать. В группе многообразие
комнатных растений, цветы все находятся в
кашпо.
Большое внимание воспитатели уделяют
природоохранной деятельности человека,
разработаны и реализуются различные
экологические проекты.
3.3.4 Речевое развитие
Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей
состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения
к ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои
усилия педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на
освоение ими грамматически правильной речи и звуковой культуры, на
подготовку и обучение их грамоте. Общение детей, воспитателей, других
сотрудников проходит в спокойной обстановке, соблюдается «фон тишины»,
тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых.
Воспитатели группы ведут работу с детьми по развитию у них связной речи:
учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду
игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки,
придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию
произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это
совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги
обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их
возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную
форму работы по звукопроизношению.
Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей
по вопросам речевого развития: проведение групповых родительских
собраний; консультаций, памятки, коллажи и т.д. Это позволяет повысить
активность и заинтересованность родителей в проведении совместной
работы.
3.3.5 Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
20

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.).
Изучение эмоционально-чувственной сферы ребёнка ведётся на основе
наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка
на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить
методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное
состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для
снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного
настроения, подобраны музыкальные записи. В группе разнообразная
развивающая среда и комфортная обстановка. В ДОУ и на территории также
сделана развивающая среда с учетом интересов и потребностей детей.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) используются
педагогами для повышения эффективности образовательного процесса в:
- подборе иллюстративного материала к ОД (сканирование, интернет–
ресурсы, принтер, презентация);
- подборе дополнительного познавательного материала к ОД, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий;
- использовании цифровой аппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто как
фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать
их;
- использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно – методического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации
для ОД, расширения кругозора детей.
3.4 Взаимодействие ДОУ с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних воспитанников
Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе
комплексного сопровождения детей в ДОУ.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению
детей в тесном контакте с семьёй. В учреждении изучается контингент
родителей, социальный и образовательный статус членов семьи
воспитанников. Наш опыт показывает, что большинство родителей
первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и
взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его
перспективы не совпадает с оценками специалистов и педагогов. Родителям
предлагается участие в процессе образования и воспитания, посещение
совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментов.
Традиционные формы работы с семьями воспитанников: консультации,
встречи, беседы, собрания дают определенные результаты.
21

Изучение мнения родителей об организации режима дня, питания,
оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях
содержания детей, об отношении ребёнка к дошкольному учреждению и
степени профессионализма педагогов показало, что родители в целом
довольны работой детского сада. Большинство родителей заинтересовано в
результатах работы, но не в полной мере осознают степень значимости
современных усилий и, в силу этого, недостаточно включаются в
образовательный процесс. Работа с родителями в рамках информационноаналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое направление- просвещение родителей, передача им необходимой
информации (лекции, консультирование, информационные листы,
презентации и т.д.);
- второе направление- организация продуктивного общения всех участников
образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами,
практическая деятельность.
С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и
детей в общее интересное дело, что побуждает взрослых вступить с ребёнком
в общение (подготовка поделок для выставок, информационного материала
для занятия по определенному вопросу, творческие клубы с родителями и
т.д.).
Вывод: анализ показал, что сотрудничество с родителями воспитанников
приобретает качественный характер в развитие творческих способностей
детей, выявлению талантливых детей. Задачей коллектива остаётся поиск
эффективных путей взаимодействия с родителями в привлечении их к
совместному процессу воспитания, образования, оздоровления. Необходимо
создать систему консультирования и сопровождения родителей по вопросам
образования и развития детей раннего возраста. Развитие системы
управления ДОУ возможно на основе повышения компетентности родителей
по вопросам взаимодействия с детским садом.
3.5 Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к
процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности
ДОУ, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в
формировании компетенций выпускника ДОУ.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:
 Правовая культура всех участников образовательного процесса не в
полной мере соответствует современным требованиям и не всегда
обеспечивает их правовое поведение.
 Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности
за сохранение здоровья у своих детей.
 Не в полной мере ведется работа с родителями по экологическому
воспитанию.
 Не у всех педагогов достаточно высокий уровень профессионализма и
компетентности владения навыками исследовательской работы.
22

 Родительская общественность не достаточно включена в планирование
работы ДОУ.
 Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность
на основе взаимодействия с детьми, ориентируясь на интересы и
возможности ребёнка, не все признают за ребёнком право на выбор.
 Трансформируемость, полифункциональность, вариативность и
содержательная насыщенность помещений не в полной мере отвечают
требованиям ФГОС ДО.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития
ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут
пройти одномоментно. Программа развития на 2021-2025гг. призвана
осуществить переход от актуального развития ДОУ к инновационному
постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности,
тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех
участников педагогического процесса.
Направления деятельности, Возможные пути решения
подвергшееся анализу
Анализ результатов охраны
и укрепления физического и
психического здоровья
воспитанников

- совершенствовать, корректировать
индивидуальные образовательные программы
с учётом динамики развития ребёнка и
возможностей ДОУ;
- расширять возможности дополнительных
оздоровительных услуг на бесплатной основе.

Анализ результатов
- совершенствовать работу педагогического
образовательного процесса в коллектива (искать эффективные формы) по
ДОУ
развитию у детей коммуникативных навыков,
интеллектуальных способностей, умений
самостоятельно усваивать знания и способы
деятельности для решения новых задач
(проблем), поставленных как взрослым, так и
самим собой, способностей, предлагать
собственный замысел и самостоятельно
воплощать его в продуктивной деятельности;
- осуществлять поиск эффективных путей
взаимодействия (индивидуально
ориентированных) с родителями детей нового
поколения, привлечение их к совместному
процессу воспитания, образования,
оздоровления, развития детей, используя
наряду с живым общением (безусловно,
приоритетным), современные технологии
(Интернет-ресурсы, участие в разработке и
23

Анализ кадрового
обеспечения
образовательного процесса

реализации совместных педагогических
проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
- создать условия для успешной аттестации и
увеличения числа педагогов с первой
квалификационной категорией, соответствие
занимаемой должности и полное исключение
педагогов без категории;
- создать условия для стабильной работы
педагогического коллектива в режиме
инновационного развития;
- профессионально и эффективно
использовать в работе современные
технологии;
- организовать мероприятия, способствующие
повышению педагогической компетентности
помощников воспитателей, обучить их
взаимодействию с детьми на основе
сотрудничества, взаимопонимания.

Анализ материально- изыскание дополнительных финансовых
технического и финансового средств для осуществления поставленных
обеспечения ДОУ
задач за счёт привлечения спонсорских
средств,
участия ДОУ в грантовых
программах, конкурсах с материальным
призовым фондом.

24

Раздел 4. Концепция развития ДОУ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе
дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих
интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие
личности и предусматривающего в своей основе личностноориентированную модель образования. Это предполагает существование
между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства,
нацеливает работников образовательных учреждений на творческое
отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к
постоянному саморазвитию и самостановлению.
Миссия детского сада – в объединении усилий ДОУ и семьи для создания
условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с
его индивидуальными особенностями, склонностями и интересами.
Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса
через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (Оказание
недирективной помощи детям дошкольного возраста строятся на шести
основных принципах:
 Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с
ребёнком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге,
взаимодействии, обратной связи.
 Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь
несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребёнок сам их
предложил.
 Принцип доброжелательности – педагог должен показывать
заинтересованное отношение к предложениям ребёнка, создавать
условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
 Принцип опоры на положительное в ребёнке – педагог должен
выражать уверенность в успехе ребёнка.
 Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать
положительные эмоции ребёнка от собственных усилий, когда он
решает какую-либо образовательную ситуацию.
 Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа
может быть высказывание Марии Монтессори: «Помоги мне это
сделать самому»
25

Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться
посредством:
- уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и
потребностям;
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- создания условий для доброжелательных отношений между детьми.
Философия жизнедеятельности МБДОУ Детский сад «Ягодка»
Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОУ через особую
систему знаний и ценностей.
Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного
процесса, ориентированное на интересы и возможности каждого. В ДОУ мы
стремимся создать условия для развития индивидуальных способностей,
раскрытия заложенного природой потенциала, возможности самореализации.
Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального
благополучия - состояние гармонии. Наличие здоровья у человека –
результат ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только
создавать условия для ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на
своём примере. Поэтому мы стремимся приобщить к ведению здорового
образа жизни не только детей, но и их родственников, а также всех
сотрудников ДОУ.
Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни
и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с
каждым ребёнком мы учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт
воспитания.
Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями
обсуждают актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также
делятся информацией, опытом, идеями.
Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие
организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников.
Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными
знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и
постоянным повышением компетенций в разных формах.
Инновационность: педагоги ДОУ нацелены на самообразование, отбор и
введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов,
повышающих эффективность образовательного процесса и отвечающих
современным требованиям государственной политики.
Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей
образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и
родителей, а также исходя из особенностей развития детей.
4.1 Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного
образования представлены социально-нормативные возрастные
26

характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы
можем описать качества личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для
проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он
обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а
достигать цели альтернативным способом. Ребёнок способен самостоятельно
ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения,
применять полученные знания в практической деятельности.
Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками
самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать
ответственность за них на себя, в том числе и по отношению к другим
людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на себя
такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые
он может выполнить. Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка.
Ребёнок обладает способностью составлять собственное мнение о себе и
других людях, давать характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок
признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими
интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями.
Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей,
обладает чувством собственного достоинства, а также имеет установку на
положительное отношение к миру и другим людям. Ребёнок овладевает
начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью
вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать
свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные
доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет
устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он
умеет получать знания через собственный опыт: исследования
игру
взаимодействие.
В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие,
оказать помощь другому человеку. Ребёнок не боится решать проблемы
самостоятельно или обращаться за помощью к сверстникам. Использует речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и
привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения.
Он обладает первичными навыками публичного выступления. Выпускник
детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в
семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового
поведения. Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает
способностью самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает
навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать
ответы на возникающие вопросы.

27

Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить,
согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения
собеседников, обладает гибкостью суждений.
Иными словами мы должны выпустить ребёнка физически и психически
здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды,
эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и
сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа
жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим
потенциалом.
4.2 Образ педагога дошкольного образовательного учреждения
Ключевым условием для формирования компетенций ребёнка является
педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к
педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от
«18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых
действий, необходимых умений, знаний и других характеристик.
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует
ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может
воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером
общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов
детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них,
приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение,
основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога
исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как
желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным
документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, используют их
как основу в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей
группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного
подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать
внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
28

- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу
применения ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их
увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность
в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке
усвоенного материала;
- владеет способами оптимизации образовательного процесса путем
включения в него новых форм дошкольного образования, расширения
перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;
формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями
педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
3. Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее
осуществление прогрессивных преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на
переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью,
тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не
ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами
успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и
личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребёнка-выпускника отражают
приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
4.3 Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного
учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы
по развитию физических и психических функций организма, воспитанию
детей с 2 мес. до выпуска ребенка в школу, их социализации и
самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
29

- эффективную реализацию образовательной программы воспитания и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста,
обеспечивающую условия для развития способностей ребёнка, приобщение
его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств
социально ориентированной личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной
ступени школьного образования, интеграции всех служб детского сада в
вопросах развития детей;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной
помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива и представителей
социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих
решений относительно деятельности учреждения;
- обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую,
материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого
развития новых форм дошкольного образования;
- четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций
и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
- усиление роли комплексного психолого- педагогического сопровождения
всех субъектов образовательного процесса;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами
предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения
и развития, возможность самостоятельного поведения.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную
линию концепции Программы развития ДОУ на 2021-2025 гг. Для создания
модели современной дошкольной образовательной организации необходим
переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуальноличностного и интерактивного взаимодействия.
4.4 Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения
Новая Программа развития направлена на создание таких условий
пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в
детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей
деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать
одобрение своих педагогов, быть успешным.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к
оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных
ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня
системы управления качеством образования в ДОУ.
Конечно, ключевой фигурой современной образовательной системы является
ПЕДАГОГ, поскольку качество образования не может быть выше качества
работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере
30

повышения статуса педагога становится разработка политики по
формированию нового функционала педагогов как новой общественной
элиты, поэтому педагог должен выполнять функции организатора
деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную
деятельность воспитанников.
Материальная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на
обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания
современной инфраструктуры ДОУ необходимо повысить качество
сервисного обслуживания самого здания детского сада, территории к нему
прилежащей.
Модель информатизации ДОУ предполагает использование информационной
среды детского сада для планирования образовательного процесса каждым
педагогом, обладающим профессиональной ИКТ - компетентностью.
Методическую составляющую инфраструктуры необходимо
переориентировать на поддержку деятельности каждого педагога и
специалиста: наличие свободного доступа к различным методическим,
информационным и консультационным ресурсам.
Организационная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на
создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих
возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и
самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение
высших образовательных достижений педагогов, их личностного и
профессионального роста.
4.5 Механизм реализации Программы Развития
1.Механизмом реализации программы Развития ДОУ являются
составляющие ее проекты и программы.
2.Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из
числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей
общественных организаций и учреждений социального партнёрства.
3.Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в
качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при
разработке годовых планов.
4.Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой
план работы образовательной организации.
5.Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях.
6.Предполагается организация и проведение серии семинаров,
способствующих психологической и практической готовности
педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов.

31

4.6 Критерии оценки эффективности и реализации
Программы Развития ДОУ
Согласованность основных направлений и приоритетов программы с
федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми
документами в области образования.
Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и
качеством предоставляемых ДОУ услуг.
Раздел 5. Планируемый результат
В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые
придадут детскому саду современный облик и созданные условия будут
удовлетворять требования ФГОС ДО, позволят оказывать качественные
образовательные услуги с учётом социального заказа государства и
родительского сообщества ДОУ.
Система управления ДОУ будет соответствовать требованиям
современности:
- Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система
оценки качества образования, как средство управления ДОУ.
- Локальные акты ДОУ будут соответствовать современной нормативноправовой документации, регламентирующей деятельность образовательных
организаций
- Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить
качество предоставляемых образовательных услуг.
• - В ДОУ будет удовлетворен запрос родителей.
Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии
с требованиями времени и задачами деятельности коллектива.
Система работы с родителями претерпит качественные положительные
изменения:
- Родители будут включены непосредственно в воспитательнообразовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности.
- В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные,
нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению
родительского сообщества в жизнедеятельность ДОУ.

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)33 59-6-83

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».