2 Содержание программы. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка… ............................................................................... 3 2. Цели и задачи Парциальной программы… .................................................... 4 3. Принципы и подходы к формированию Парциальной программы ............... 4 4. Значимые характеристики для разработки и реализации Парциальной программы ............................................................................................................ 5 5. Планируемые результаты освоения Парциальной программы… ................. 6 II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы… ................................................................................. 7 2. Проектирование воспитательно – образовательной работы по реализации Парциальной программы… .................................................................................7 3. Взаимодействие детского сада с семьей ...................................................... 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА 3 I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка. Часть Образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (далее: Парциальная программа «Разноцветный мир») имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна и оригинальность Парциальной программы «Разноцветный мир» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной) с использованием нетрадиционных техник рисования. Актуальность Парциальной программы «Разноцветный мир» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. 4 Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 2. Цели и задачи парциальной программы Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет через использование нетрадиционных техники рисования. Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; Развивать мелкую моторику рук; Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. Учить детей способам нетрадиционной техник рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами. 3. Принципы и подходы к формированию Парциальной программы: Принцип поэтапного «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что 5 им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. 4. Значимые для разработки и реализации Парциальной программы характеристики. В ходе реализации Парциальной программы «Разноцветный мир» дети знакомятся со следующими техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); монотипия; рисование свечой; рисование по мокрой бумаге; рисование путем разбрызгивание краски; оттиски штампов различных видов; «точечный рисунок»; батик (узелковая техника); граттаж; кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); рисование жесткой кистью (тычок); рисование на полиэтиленовой пленке. Парциальная программа «Разноцветный родничок» составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Программа охватывает: среднюю группу – от 3 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Периодичность занятий: средняя и старшая группа – 1 занятие в месяц, подготовительная – 2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность занятий: средняя группа – 20 минут; старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа –30 минут. Форма организации детей: групповая. Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). 5. Планируемые результаты освоения Парциальной программы. Ожидаемый результат: самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их; самостоятельно передавать композицию, используя технику 6 нетрадиционного рисования; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству. 7 2. Проектирование воспитательно-образовательной работы по реализации Парциальной программы Парциальная программа «Разноцветный мир» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе. № п/п Месяц Тема Программное содержание Средняя группа 1 Сентябрь «Дождик» («набрызг») Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. Познакомить с новым методом рисования - набрызг; Развивать творческие способности; Развивать эмоциональноэстетические чувства, воображение. Воспитывать любовь к природе в разные времена года. 2 Октябрь «Осенний ковѐр» (эстамп) Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, 8 самостоятельность. 3 Ноябрь «Подарок для мышонка» (рисование пальцами) Продолжать учить технике пальчикового рисования; Закреплять умения рисовать предметы круглой и овальной формы; Учить дорисовывать детали к предмету (верѐвочку к шарику); Развивать воображение и фантазию; Воспитывать желание оказывать помощь. 4 Декабрь «Деревья в снегу» (рисование солью) Учить передавать в художественной деятельности красоту зимнего пейзажа, используя нетрадиционный материал – соль. Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, люди надевают теплую одежду и обувь. 5 Январь «Путешествие в сказочный лес» (рисование пальцами) Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов, создавать свой художественный образ в изобразительной деятельности; Познакомить с нетрадиционным методом рисования - рисование руками; Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках, о способах их получения (оранжевый, коричневый цвет) ; Закреплять представления о 9 форме предметов (круг, овал, треугольник, величине, расположении частей; Обогащать музыкальные впечатления; Воспитывать аккуратность, развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, творческое воображение. 6 Февраль «Друзья белочки» («оттиск») Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги». Закрепить имения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Закрепить умения располагать изображение на определѐнном месте . Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Учить, правильно называть цвет. Продолжать учить слушать и слышать музыкальное сопровождение. Март «Плюшевый медвежонок» («оттиск поролоном») Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). 10 Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Апрель «Жёлтый одуванчик» (рисование пальцами) Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики, закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоциональноэстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. Май «Бабочка – красавица» («оттиск») Закреплять навыки рисования нетрадиционным методом – рисование с помощью файла; Совершенствовать технические навыки; Развивать воображение, чувство цвета, интерес к творческой деятельности; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать умение давать оценку своим работам и работам других; Воспитывать положительное отношение ко всему живому. Старшая группа 1 Сентябрь «Анемоны» (рисование по Учить работать гуашью по сырому, 11 сырому листу) накладывать один цвет на другой; Формировать умение составлять композицию из нескольких предметов; Развивать воображение, чувство цвета, эстетический вкус; Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира. 2 Октябрь «Дорисуй картинку» Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных c сторон, помочь увидеть многообразие предметов; закрепить навыки рисования карандашами (четкую штриховку); Развивать координацию движений, мелкую моторику рук; Воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. 3 Ноябрь «Загадки» (рисование свечой) Познакомить детей с техникой рисования свечой; Закреплять умение изображать различные предметы; Развивать воображение; Воспитывать желание выполнять работу творческого характера. Декабрь «Весёлые кляксы» (кляксография) Познакомить c таким способом изображения, как кляксография; Учить видеть в кляксе существо, животное, растение...; Учить дорисовать детали 12 объектов, для придания им законченности сходства c реальными образами; Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; Поощрять детское творчество, инициативу. Январь «Морозный узор» (фотокопия) Учить детей замечать необычное в окружающем мире и отражать увиденное в своем творчестве; Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании c изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; Развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество; Вызывать y детей интерес к зимним явлениям природы. Февраль «Папин портрет» (рисование поздравительной открытки с фотографии) Март «Милой мамочки портрет» (рисование поздравительной Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека; Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально; Вызвать y детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Учить рисовать женский портрет; инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных 13 открытки с фотографии) средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения; Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; Воспитывать y детей эмоциональное отношение к образу мамы. Апрель «Я рисую море» («расчесывание» краски) Май «Цветик – семицветик» Ознакомление c новым приемом рисования - «расчесывание» краски; создать условия для экспериментирования c разными художественными материалами и инструментами; Развивать воображение, чувство ритма и композиции; Вызвать y детей интерес к созданию моря. Познакомить co способом рисования ступней; закрепить знания цветов спектра; Развивать творчество; Воспитывать интерес к занятиям по рисованию, создавать радостное настроение y детей. Подготовительная группа Сентябрь Осень на опушке краски разводила Познакомить c новым видом изобразительной техники — «печать растений» (оттиск); Развивать y детей видение художественного образа и замысла через природные формы; Развивать чувства композиции, цветовосприятия; Воспитывать интерес к осенним 14 явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Октябрь Пейзаж у озера Закрепить знания детей o пейзаже как жанре изобразительного искусства; Познакомить c нетрадиционной техникой изображения пейзажа монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие o симметрии; Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только c натуры, a придумать его самому; Совершенствовать технику рисования акварельными красками; Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии c придуманным сюжетом; Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Ноябрь Невидимки Учить находить в переплетении линий обрaзы; Совершенствовать умение соотносить цвет c музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) закрепить умение рисовать простым карандашом; Развивать чувство цвета 15 посредством музыки и рисования, творческое воображение; Воспитывать интерес к занятиям творческого характера. Декабрь На чудесной планете Продолжать учить детей изображать различные образы; Упражнять в использовании различных техник; Развивать творческое воображение и фантазию детей; Воспитывать интерес к творчеству. Январь Зимние напевы Познакомить c новым способом изображения снега — «набрызги»; Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа; Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации c собственным опытом восприятия зимней природы. Февраль Папа в галстуке Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека; Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги (ткани) для оформления папиного 16 портрета; Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально; Вызвать y детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Март Моя мама самая красивая Учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности: цвет, линию, композицию; Закрепить знания детей o портретной живописи, основных законах изображения человека; Воспитывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку. Апрель Космический пейзаж Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе; Научить новому способу получения изображения – гроттажу; Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует 17 предлагаемая техника; Воспитывать у детей воображение, стремление к познанию окружающего мира. Май Праздничный салют над городом Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении; Закрепить знание свойств разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки; Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное; Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. 3. Взаимодействие ДОУ с семьей по реализации парциальной программы. Работа по реализации Парциальной Программы включает в себя: Анкетирование Родительские собрания Консультации для родителей в приёмной Оформление папок-передвижек Памятки для родителей Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техники. 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Г. H. Давыдова./Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2./ —М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 c. Г. H. Давыдова./Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2./ —М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. - 72 c. 19 20