1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ, Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации. 1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в Муниципальном бюджетном дошкольное образовательном учреждении Детский сад «Ягодка» (далее – ДОУ). 1.3. Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды ДОУ. 1.4. Задачи адаптационного периода: - построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками, родителями (лицами, их заменяющими) и педагогами; - соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду; - создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе; - осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ 2.1. Первичный прием детей в ДОУ осуществляют заведующий, медицинский работник, воспитатель группы. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка. Адаптация 2.2 проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме: - первая неделя пребывания – 2-3 часа в день; - вторая неделя – ребенок находится в ДОУ до дневного сна; - с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника. Далее ребенка оставляют в ДОУ на целый день. Данная схема корректируется воспитателем в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации. 2.3. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода осуществляется с интервалом в три дня. 3. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период 3.1. Воспитатель осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации. 3.2. Совместно с заведующим воспитатель вводит ребёнка в график зачисления воспитанников ДОУ. 3.3. Воспитатель проводит беседы, консультации для родителей (лиц, их заменяющих) по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации. 3.4. Воспитатель координирует деятельность родителей (лиц, их заменяющих) в адаптационный период. 3.5. Совместно с медицинским работником, воспитатель определяет окончание процесса адаптации у каждого воспитанника. 4. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период 4.1. Собрание родителей (лиц, их заменяющих)вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий ДОУ, педагогические работники знакомят родителей (лиц, их заменяющих) с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе. 4.2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации (Приложение 1), проводит анализ течения адаптации совместно с педагогом-психологом и медицинским работником. 4.3. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с собственными игрушками. 4.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку: - тепловой комфорт; - питьевой режим; - оптимальную двигательную активность; - контроль состояния носоглотки; - эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании). 4.5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода». 5. Обязанности родителей в адаптационный период 5.1. Родители (лица, их заменяющие) соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада. 5.2. В период адаптации родители (лица, их заменяющие) строго соблюдают схему посещения ребенком ДОУ, разработанную воспитателем не допуская пропусков без уважительных причин. 5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным между МБДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) при приеме в детский сад. 5.4. В период адаптации родители (законные представители) соблюдают следующие правила посещения МБДОУ : · дети с лёгкой степенью адаптации – с 08:00ч. до 12:00ч. в течение трёх дней, оставлять на дневной сон на 2-й неделе посещения детского сада; · дети с адаптацией средней тяжести – с 08:00ч. до 10:00ч. или с 15:00 до 17:00 в течение четырех дней, оставлять на дневной сон на 3-й неделе посещения детского сада; · дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:00ч. до 09:30ч. или с 15:00 до 16:30 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 4-й неделе посещения детского сада; · в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на дневной сон, родители (законные представители) приходят не позже 16:00ч. НАБЛЮДЕНИЯ В Приложение 1 ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Фамилия, имя ребенка гр. Дата рождения Возраст Дата поступления в ДОУ Дни наблюдений Дата Эмоциональное состояние 1 положительное неустойчивое отрицательное Аппетит 2 хороший избирательный плохой/ отказ от еды Сон 3 спокойный неустойчивый беспокойный/ не спит Познавательная/игровая активность 4 активен активен при поддержке взр. пассивен/ протест Взаимоотношения с детьми 5 инициативен при поддержке взрослого уход от контакта/ протест 6 Взаимоотношения со взрослыми инициативен принимает инициативу взр. уход от контакта/ протест Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней: Оценка адаптационного периода: РЕКОМЕНДАЦИИ по заполнению листа адаптации Первые 2 недели посещения (10 дней) – ежедневное наблюдение С 3-й недели – наблюдения через день (пн, ср, пт, вт, чт) При легкой адаптации – наблюдения 2 раза в неделю (начало недели и конец – пн,пт) После болезни в период адаптации – первые 3 дня ежедневное наблюдение, затем через день Выводы о степени адаптации: легкая / средняя / тяжелая