1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ, Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся; Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым
приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. №
1155; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р, другими законодательными актами Министерства
образования Российской Федерации.
1.2.
Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в
Муниципальном бюджетном дошкольное образовательном учреждении
Детский сад «Ягодка» (далее – ДОУ).
1.3.
Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к
условиям социальной среды ДОУ.
1.4. Задачи адаптационного периода:
- построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками,
родителями (лицами, их заменяющими) и педагогами;
- соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
- создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в
группе;
- осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до
принятия нового.
2. Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ
2.1.
Первичный прием детей в ДОУ осуществляют заведующий,
медицинский работник, воспитатель группы. При приеме воспитанника
уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям
воспитания и поведения ребенка.
Адаптация
2.2
проходит
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей и поведения ребенка по следующей схеме:
- первая неделя пребывания – 2-3 часа в день;
- вторая неделя – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;
- с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и
забирают сразу после полдника. Далее ребенка оставляют в ДОУ на целый
день.
Данная схема корректируется воспитателем в зависимости от
течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации,
которая увеличивает длительность протекания адаптации.
2.3.
Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода
осуществляется с интервалом в три дня.
3. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный
период
3.1.
Воспитатель осуществляет диагностику возможных уровней
адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации.
3.2.
Совместно с заведующим воспитатель вводит ребёнка в график
зачисления воспитанников ДОУ.
3.3.
Воспитатель проводит беседы, консультации для родителей (лиц,
их заменяющих) по проблеме адаптации и преодолению трудностей
адаптации.
3.4.
Воспитатель координирует деятельность родителей (лиц, их
заменяющих) в адаптационный период.
3.5.
Совместно с медицинским работником, воспитатель определяет
окончание процесса адаптации у каждого воспитанника.
4. Организация деятельности воспитателей в адаптационный
период
4.1. Собрание родителей (лиц, их заменяющих)вновь поступающих
воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На
собрании заведующий ДОУ, педагогические работники знакомят родителей
(лиц, их заменяющих) с характерными особенностями адаптационного
периода, режимом дня в данной возрастной группе.
4.2.
Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого
воспитанника в листе адаптации (Приложение 1), проводит анализ течения
адаптации совместно с педагогом-психологом и медицинским работником.
4.3.
Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу
в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления
(докармливания), укладывания спать, игры с собственными игрушками.
4.4.
В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку:
- тепловой комфорт;
- питьевой режим;
- оптимальную двигательную активность;
- контроль состояния носоглотки;
- эмоциональный комфорт (использование функциональной
музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных
моментах, рисовании).
4.5.
Воспитатель оформляет наглядную информацию,
индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности
адаптационного периода».
5. Обязанности родителей в адаптационный период
5.1.
Родители (лица, их заменяющие) соблюдают в семье режим дня,
соответствующий режиму дня детского сада.
5.2.
В период адаптации родители (лица, их заменяющие) строго
соблюдают схему посещения ребенком ДОУ, разработанную воспитателем
не допуская пропусков без уважительных причин.
5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ
воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и
ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по
образовательной программе дошкольного образования, заключенным между
МБДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) при приеме в детский сад.
5.4.
В период адаптации родители (законные представители)
соблюдают следующие правила посещения МБДОУ :
· дети с лёгкой степенью адаптации – с 08:00ч. до 12:00ч. в
течение трёх дней, оставлять на дневной сон на 2-й неделе посещения
детского сада;
· дети с адаптацией средней тяжести – с 08:00ч. до 10:00ч. или с
15:00 до 17:00 в течение четырех дней, оставлять на дневной сон на 3-й
неделе посещения детского сада;
· дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:00ч. до 09:30ч. или с
15:00 до 16:30 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 4-й
неделе посещения детского сада;
· в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на
дневной сон, родители (законные представители) приходят не позже
16:00ч.
НАБЛЮДЕНИЯ
В
Приложение 1
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка
гр.
Дата рождения
Возраст
Дата поступления в ДОУ
Дни
наблюдений
Дата
Эмоциональное состояние
1
положительное
неустойчивое
отрицательное
Аппетит
2
хороший
избирательный
плохой/ отказ от еды
Сон
3
спокойный
неустойчивый
беспокойный/ не спит
Познавательная/игровая активность
4
активен
активен при
поддержке взр.
пассивен/ протест
Взаимоотношения с детьми
5
инициативен
при поддержке
взрослого
уход от контакта/
протест
6
Взаимоотношения со взрослыми
инициативен
принимает
инициативу взр.
уход от контакта/
протест
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней:
Оценка адаптационного периода:
РЕКОМЕНДАЦИИ по заполнению листа адаптации
Первые 2 недели посещения (10 дней) – ежедневное наблюдение
С 3-й недели – наблюдения через день (пн, ср, пт, вт, чт)
При легкой адаптации – наблюдения 2 раза в неделю (начало недели и конец – пн,пт)
После болезни в период адаптации – первые 3 дня ежедневное наблюдение, затем через день
Выводы о степени адаптации:
легкая / средняя / тяжелая